ハン=マゴメドフ:
構成主義 ー 形態形成の概念
22.5x30 cm
Хан-Магомедов С. -
Конструктивизм - концепция формообразования.
М.: Стройиздат, 2003. 576 с. 5274015549
F9210
¥32,000
建築アカデミー会員ハン=マゴメドフによる1920年代ロシア古典アバンギャルドのもっとも有名な創作潮流の一つについての著作。カラー・モノクロ図版を数多く掲載する。
[目 次]
ОT АВТОРА 10
глава 1
Конструктивизм в системе концепций формообразования в XX веке (историко-теоретические проблемы)
Особенности формообразующих процессов на этапе становления нового стиля ....................................................................... 17
Две основные «вневедомственные» концепции стилеобразования: супрематизм и конструктивизм .................................................... 19
Стиль, эстетика и конструктивизм................................................................................................................... ----- 23
глава 2
Предпосылки конструктивизма в технике, в стилеобразующих процессах и в концепциях формообразования конца XIX—начала XX века
Российская школа инженеров-мостостроителей (Д. Журавский, Н. Белелюбский, Ф. Ясинский, Л. Проскуряков,
Г. Кривошеин и другие)..................................................................................................................................... 29
Гиперболоидные башни и сетчатые покрытия инженера В. Шухов ...................................................................................... 32
Внедрение в строительство железобетонных конструкций (А. Лолейт, А. Кузнецов и другие)........................................................... 36
В поисках рационального объяснения возникновения архитектурных форм ................................................................................. 37
Параллельное развитие и взаимодействие формообразующих и стилеобразующих процессов в художественной
и инженерно-технической сферах творчества............................................................................................................. 39
Модерн, неоклассика и новая техника.......................................................................................................................... 41
Борьба сторонников неоклассики против эстетизации инженерно-технических форм........................................................................ 46
«Перекрестное» влияние новых технических форм в предметно-художественном творчестве.............................................................. 48
Протодизайн в структуре стилеобразующих процессов в предметно-пространственной среде.............................................................. 49
глава 3
Разрушение образных стереотипов
Деструктивный этап формально-эстетических поисков................................................................................................... 53
Футуристическая книга......................................................................................................................................... 54
«Асскранов» (Ассоциация крайних новаторов живописи), выставка «5 X 5 = 25»....................................................................... 58
Кубизм и кубофутуризм в театре............................................................................................................................... 62
Кубизм, городская среда и праздничное оформление..................................................................................................... 69
Кубизм, футуризм и супрематизм в костюме, ткани и предметах туалета.................................................................................... 72
Символический романтизм - сложное архитектурное направление........................................................................................... 74
глава 4
Ранний конструктивизм (роль ИНХУКа)
Этап «От изображения - к конструкции»................................................................................................................... 85
Контррельефы и Башня Татлина.......................................................................................................................... 86
«Реалистический манифест» Н. Габо и Н. Певзнера..................................................................................................... 90
Дискуссия в ИНХУКе о соотношении конструкции и композиции (январь-апрель 1921 года)................................................................. 94
Конструктивизм и обжективизм (Рабочая группа обжективистов ИНХУКа).............................................................................. 109
Рабочая группа конструктивистов ИНХУКа.................................................................................................................. 115
Движение к конструкции - выставка Обмоху 1921 года...................................................................................................... 125
Пространственные конструкции А. Родченко.............................................................................................................. 128
Пространственные конструкции конструктивистов из Обмоху - братьев В. и Г. Стенбергов и К. Медунецкого........................................... 136
Пространственные конструкции К. Иогансона............................................................................................................... 146
Пространственные конструкции Н. Габо и Н. Певзнера.................................................................................................... 148
Пространственные конструкции Г. Клуциса................................................................................................................ 150
Живописные, графические и пространственные построения и конструкции Л. Поповой................................................................. 152
О подготовке несостоявшейся научно-художественной выставки ИНХУКа................................................................................ 154
Подведение итогов этапа «От изображения - к конструкции»
(подготовка неопубликованного сборника с личными кредо конструктивистов) ........................................................................... 157
Кредо Стенбергов............................................................................................................................................ 159
Кредо Л. Поповой............................................................................................................................................ 160
Брошюра А. Родченко «Линия».............................................................................................................................. 160
Доклад А. Кемени о немецком экспрессионизме и русском конструктивизме .............................................................................. 163
Доклад В. Степановой «О конструктивизме»................................................................................................................ 164
Конструктивисты из Обмоху и В. Татлин.................................................................................................................... 165
Выставка «Конструктивисты» Медунецкого и Стенбергов и тезисы их доклада «Конструктивизм»........................................................ 170
Доклад А. Лавинского «Инженеризм» и его проект «Города на рессорах».................................................................................. 171
Кредо А. Веснина............................................................................................................................................. 174
Кредо К. Иогансона........................................................................................................................................... 176
Художники и теоретики в период перехода от этапа «От изображения - к конструкции» к этапу
«От конструкции - к производству» (легенды и факты)...................................................................................................... 177
Подведение итогов этапа «От конструкции - к производству» (проспект неизданного сборника «ИНХУК»)............................................... 178
Рабочая группа конструктивистов нового состава во главе с А. Ганом (1923-1924)....................................................................... 179
глава 5
Формирование теоретической концепции производственного искусства
Социальная направленность теоретической концепции производственного искусства................................................................. 181
«Газета футуристов» - 1918 год............................................................................................................................... 183
Газета «Искусство коммуны» - 1918-1919 годы .............................................................................................................. 184
Журнал «Изобразительное искусство» - 1919 год............................................................................................................. 186
Сборник «Искусство в производстве» - 1921 год............................................................................................................. 187
ЛЕФ, концепция производственного искусства и конструктивизм............................................................................................ 189
Теоретики и художники в ИНХУКе в 1922 году................................................................................................................ 196
0. Брик........................................................................................................................................................ 199
Б. Кушнер...................................................................................................................................................... 206
Б. Арватов................................................................................................................................................ 210
глава 6
ИНХУК, конструктивизм, ВХУТЕМАС и становление школы дизайна
Появление новой универсальной творческой профессии.................................................................................................... 217
Две реформы художественного образования................................................................................................................. 223
Пропедевтические дисциплины Вхутемаса, рабочие группы ИНХУКа и «объективный метод»............................................................ 224
Учебные подруппы ИНХУКа.............................................................................................................................. 231
От «объективного метода» к идеям производственного искусства........................................................................................... 232
Проект создания универсального дизайнерского факультета................................................................................................ 233
Борьба «производственников» и «новых прикладников» во ВХУТЕМАСе................................................................................... 234
Притяжение и отталкивание ВХУТЕМАСа и ИНХУКа........................................................................................................ 235
Строгановское художественно-промышленное училище..................................................................................................... 236
А. Родченко на метфаке ВХУТЕМАСа........................................................................................................................ 240
Первый этап работы Дерфака ВХУТЕМАСа (В. Киселев и А. Лавинский)................................................................................... 252
Л. Лисицкий на дерфаке....................................................................................................................................... 255
Ректор ВХУТЕМАСа П. Новицкий о профиле и месте работы дизайнера................................................................................... 258
Поиски термина для обозначения новой профессии...................................................................................................... 259
Первые дипломированные дизайнеры («инженеры-художники по обработке дерева»)................................................................... 260
Первый выпуск «инженеров-художников по обработке металла»......................................................................................... 262
Дизайнерская концепция В. Татлина в системе художественных дисциплин дерметфака ВХУТЕИНа................................................... 266
Дерметфак - развитая дизайнерская школа................................................................................................................ 270
глава 7
Конструктивизм в театре
В. Мейерхольд и «Театральный Октябрь»................................................................................................................. 273
Диспут о «Зорях». Полемика А. Луначарского и В. Маяковского.......................................................................................... 278
«Мистерия-буфф» в Театре РСФСР-1 и мост к театральному конструктивизму.......................................................................... 280
«Творческий театр» (П. Керженцев) и «народные празднества» (А. Луначарский)....................................................................... 282
A. Ган и проблема «массового действа»................................................................................................................... 283
Проект массового театрального действа в честь III конгресса Коминтерна. 1921 год.................................................................... 288
Биомеханика, ГВЫТМ и конструктивизм................................................................................................................... 290
Проблема приоритета в области театрального конструктивизма.......................................................................................... 292
Конструктивистские театральные установки Л. Поповой и А. Веснина................................................................................... 296
B. Степанова. Оформление спектакля «Смерть Тарелкина».............................................................................................. 302
Проспект неизданного сборника ИНХУКа «Театральное зрелище» ........................................................................................ 304
Шлейф театрального конструктивизма в 1920-х - начале 1930-х годов................................................................................... 305
Новые вещи на сцене и в кино (работы А. Родченко и других)........................................................................................... 308
глава 8
Конструктивизм, производственное искусство и новая предметная среда
Оборудование и оформление городской среды.......................................................................................................... 317
Передвижные, трансформируемые агитустановки........................................................................................................ 327
Поиски новых приемов выставочной экспозиции (Л. Лисицкий)............................................................................................ 330
Оформление и оборудование приспосабливаемых клубных помещений................................................................................... 338
Образцовые проекты клубного оборудования Е. Семеновой............................................................................................... 342
А. Родченко. Два проекта оборудования рабочего клуба.................................................................................................... 346
Оформление и оборудование избы-читальни................................................................................................................ 353
Проблема реконструкции быта............................................................................................................................... 356
Влияние социального заказа, связанного с поисками путей перестройки быта, на теоретические и творческие концепции .. 357
Социально-психологический климат и пространственно-планировочные ограничения..................................................................... 359
Л. Лисицкий о социальных проблемах перестройки быта, новом типе жилища и его оборудовании...................................................... 361
Особенности проблемной ситуации в городской одежде.................................................................................................... 364
Эксперименты В. Татлина с повседневной одеждой........................................................................................................ 366
Конструктивизм и прозодежда В. Степановой, Л. Поповой, А. Родченко и других......................................................................... 368
Костюмы А. Экстер.......................................................................................................................................... 380
Геометрические рисунки конструктивистов - «первая советская мода»» в тканях (Л. Попова, В. Степанова) .......................................... 382
Рационализация формы бытовой фарфоровой посуды..................................................................................................... 389
Эксперименты В. Татлина и его учеников в фарфоре...................................................................................................... 398
глава 9
Полиграфический конструктивизм
Реализованная область конструктивизма................................................................................................................... 401
Политический плакат..................................................................................................................................... 401
Возрождение гравюры...................................................................................................................................... 404
Концепция и приемы конструктивзма в полиграфическом искусстве....................................................................................... 406
Концепция визуальной книги Л. Лисицкого.................................................................................................................. 408
Конструктор книги А. Ган................................................................................................................................. 414
А. Веснин и архитектурная книга 1920-х годов.............................................................................................................. 418
Книги и реклама А. Родченко ............................................................................................................................... 422
Киноплакаты братьев Стенбергов.......................................................................................................................... 434
Фотомонтажи Г. Клуциса.............................................................................................................................. 440
Полиграфический конструктивизм как стиль и как этап формирования графического дизайна...................................... 446
Полиграфический факультет ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и конструктивизм............................................................... 458
А. Ган и Первая бригада по массовой книге..................................................................................................... 461
глава 10
Архитектурный конструктивизм
Роль Веснинских проектов 1923-1925 годов в формировании художественно-композиционной системы
архитектурного конструктивизма...................................................................................................................... 463
Архитектурная группа студентов ВХУТЕМАСа при ИНХУКе-ЛЕФе (1924)................................................................. 468
Молодые контруктивисты - питомцы МИГИ........................................................................................................ 470
Творческая школа фабрично-заводского отделения МВТУ.................................................................................... 474
М. Гинзбург на этапе становления архитектурного конструктивизма. Книга «Стиль и эпоха».......................................... 476
Создание творческой организации архитекторов-конструктивистов ОСА................................................................... 479
Конструктивистский журнал «СА» (1926-1930 годы)............................................................................................. 480
Первая выставка современной архитектуры РСФСР (1927)................................................................................... 486
Первая конференция ОСА (1928) и Первый съезд ОСА (1929)................................................................................ 488
Функциональный метод - теоретическая концепция зрелого конструктивизма........................................................... 490
Математизация процессов формообразования - концепция Н. Красильникова.......................................................... 492
Борьба лидеров ОСА против «конструктивного стиля»......................................................................................... 494
Проблемы формообразования зрелого архитектурного конструктивизма................................................................. 496
И. и П. Голосовы в структуре конструктивизма.................................................................................................. 504
Профессионалы «конструктивного стиля»........................................................................................................ 508
Промышленная архитектура и конструктивизм................................................................................................ 513
Мастерская А. Веснина во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе............................................................................................ 518
И. Леонидов - новый творческий лидер конструктивизма....................................................................................... 522
Нарастание вульгарно-социологических приемов критики.................................................................................... 530
Кампания против «леонидовщины»................................................................................................................ 530
Брожения среди молодых сторонников конструктивизма (под влиянием критики со стороны приверженцев
«пролетарской архитектуры» и др.)................................................................................................................ 532
глава 11
Постконструктивизм
В поисках термина..................................................................................................................................... 535
Претензии к классицистической концепции на формирование стиля XX века —........................................................ 537
Постконструктивизм в архитектуре................................................................................................................. 543
Постконструктивизм в дизайне...................................................................................................................... 547
Стилистические изменения в полиграфическом искусстве................................................................................... 550
заключение........................................................................ 553
библиография..................................................................... 558
contents............................................................................ 566
summary.............................................................................. 570
[ページ見本]